Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 05:48
Главная | Об отделе | Новости | Анонсы | Библиотека | Полезные ссылки | Мой профиль | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Мои статьи [61]
Занятие ОВШ [7]
Занятие для онлайн воскресной школы

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Каталог статей


Неделя торжества Православия

Неделя торжества Православия

 

 

Православие немыслимо без икон. Сегодня нам кажется, что так было всегда. Однако в истории Православия был тяжелый период иконоборчества. Полтора века, на протяжении VIII — IX веков, длился спор между византийскими императорами о возможности иконописного изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых. Спор принимал форму жестоких гонений и убийств тех, кто почитал иконы. Этот драматический период церковной истории завершился Торжеством Православия, которое христиане ежегодно отмечают в первое воскресенье Великого поста. Возникновение празднования связано с событиями Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой, чтобы восстановить иконопочитание в Византийской империи.

 

История праздника торжества Православия

Началом эпохи иконоборчества принято считать 730 год, когда византийский император Лев III Исавр (717-741 гг.) издал закон, запрещающий поклонение иконам. Его сын и преемник Константин V Копроним в 754 году созвал иконоборческий собор. Мозаики, фрески, иконы в Византии были уничтожены. Многие иконопочитатели были подвергнуты гонениям. Священные изображения сравнивались с идолами, а почитание икон — с идолопоклонством, ссылаясь на вторую Ветхозаветную заповедь:

Не сотвори себе кумира… (Исх. 20: 4-5).

Иконоборчество распространилось по Византии, не затронув западной Церкви. Римские папы, обращаясь к Византийским императорам, осуждали иконоборчество. Будущий христианский святой, богослов Иоанн Дамаскин в своих трудах критиковал иконоборцев.     

После смерти следующего императора Льва IV Хазара (750-780 гг.) его вдова, императрица Ирина (ок. 752-803 гг.), созвала новый церковный собор, вошедший в историю Церкви как Седьмой вселенский.

 

 

Св. Царица Ирина с сыном Константином на Седьмом Вселенском Соборе. Фреска Дионисия, XV век

Этот собор восстановил почитание иконописных образов. Но ересь иконоборчества в это время прочно укоренилась в умах людей. Изначально собор созывался в Константинополе, но заседание пришлось отложить, потому что ворвались воины столичного гарнизона — убежденные иконоборцы. Позднее Собор все-таки был созван, но в небольшом городе — Никее. Так закончился первый период иконоборчества.

 

Как говорилось выше, число сторонников иконоборческой ереси было немалым. Спустя некоторое время на Византийском императорском престоле вновь оказался иконоборец. С этого периода начался второй период иконоборчества (814-842 гг.). Окончательное восстановление почитания икон состоялось в 842 году при императрице Феодоре (815-867 гг.)

 

Икона с изображением царицы Феодоры

 

Императрица Феодора и патриарх Мефодий, сменивший иконоборца Иоанна VII, созвали собор, на котором были подтверждены все постановления Седьмого вселенского Собора. Борцы с иконами были отлучены от Церкви. В Константинополь были торжественно принесены мощи святых, которые пострадали в иконоборческие годы, среди них Феодор Студит (759-826 гг.) и патриарх Константинопольский Никифор (ок. 758-828 гг.). Тогда же был составлен и впервые совершен Чин торжества Православия — всем защитникам православия возглашалась «Вечная память», а еретикам — «анафема».

Церковное предание сообщает, что императрица Феодора происходила из семьи почитателей икон. Она даже в императорском дворце продолжала тайно поклоняться святым образам.

Феодора же была верующей и православной, как и муж ее, когда он был жив. Она втайне почитала святые иконы и целовала их. Частью от себя, частью научением Феоктиста, патрикия, каниклия и логофета, царица Феодора повелела изгнать из церкви и из города патриарха Иоанна (Грамматика), иконоборца, бесов и волхвов начальника, а не патриарха, и послала в изгнание в один из монастырей в место, называемое Кночь… Христианского же проповедника Мефодия возводит на патриарший престол. Как свечу в подсвечник ставит, чтобы он отогнал тьму еретическую. И тех, кто был в изгнании и тюрьмах, всех молитвенников созвав, на свободе им жить повелел (Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Всемирная история, книга 9).

Император Феофил - иконоборец

Синаксарь (чтение, собранное из писаний святых отцов), который читается за вечерней службой на праздник торжества Православия, повествует о том, что император Феофил в конце жизни тяжко заболел. Тогда он уразумел, что это ему наказание от Господа за иконоборчество. Император покаялся, приложившись к иконе, которая была у одного из придворных, и вскоре преставился. После его смерти  императрица Феодора усердно молилась за упокой души супруга, прося у Господа простить императору грехи. В то время патриарх Мефодий подготовил список имен борцов с иконами, чтобы во время службы возгласить им «анафему», и оставил  его в церкви. На следующий день он увидел, что имя императора Феофила чудесным образом исчезло из рукописи. Это означало, что Господь простил покаявшегося перед смертью правителя.

С крестами и со святыми образами пришли в Великую церковь, чтобы возвратить ей красоту иконную, и чтобы стало известно новое чудо, которое произошло с Феофилом царем. И тогда все собрались со свечами, и царица пришла с сыном своим Михаилом, и молитвы там возносили об укреплении истинной веры. Наутро же в первую неделю святого поста патриарх, и все епископы, и священники, и все множество народа дошли со святыми иконами, и с честными крестами, и со святыми евангелиями до места, называемого Поприще, взывая: «Господи помилуй». И вновь вернулись в церковь, и божественную службу совершили, божественным мужам и всем благочестивым людям божественную память провозгласили, нечестивых же иконоборцев и всех еретиков проклятию предали, поклоняться же и почитать божественные образы заповедали и утвердили, и церкви даровали прежнюю красоту. И всем рассказали о новом Божием чуде. И постановили святые отцы такой праздник праздновать в первую неделю святого поста на славу Бога. Этот собор и сейчас прославляем и празднуем, и совершаем для прославления святых и честных икон, для проклятия же безбожных еретиков (Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Всемирная история, книга 9).

 

Икона «Торжество Православия»

Посмотрите видео на тему почитания икон: 

 

Решите кроссворд по теме занятия (после решения, вы можете скачать сертификат о прохождении):

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: oreneoro (26.02.2022)
Просмотров: 300 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar