Мои статьи [61] |
Занятие ОВШ
[7]
Занятие для онлайн воскресной школы
|
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуется в ближайшее к 7 февраля воскресенье. В 2022 году этой дате соответствует 6 февраля. В этот день совершается память святых, в том числе дата смерти которых неизвестна, поминаются все усопшие и пострадавшие в годину гонений за веру Христову.
Новомученики – это святые, принявшие мученическую кончину в относительно недавнее время.
Исповедники - это святые, прославляемые Церковью за открытое оглашение своей веры во Христа во время гонений.
Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.
Среди пострадавших за веру в ХХ веке – святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси; святые царственные страстотерпцы (царская семья); священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); и целый сонм святых явленных и неявленных (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).
Икона «Новомученики и Исповедники Российские»
Это икона новых святых мучеников, по замыслу, должна была показать и подвиги святых, коими они вошли в вечную жизнь, и их прославленное предстояние пред Господом в Царствии Небесном.
По вертикали на оси креста, внизу, ниже престола, расположены царственные мученики с Государем Николаем II в центре. Они находятся в центре, так как олицетворяют благословленный Богом принцип верховной власти и порядка, противостоящего хаосу.
Царственные мученики помещены ниже иерархов, через которых власть получает Божие благословение и приобретает законный характер. Изображения иерархов, являющихся возглавителями Церкви, занимают доминирующее положение в композиции. Они представлены в виде двух групп справа и слева от креста и престола. Их соответственно возглавляют святой Патриарх Тихон и святой Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола. Также на иконе изображены пострадавшие и погибшие от рук богоборцев священники и миряне.
КЛЕЙМА
Само раскрытие подвига мучеников дано в клеймах (прямоугольных изображениях) по сторонам средника (средней части иконы). Для этого выбраны наиболее известные места мученических подвигов и наиболее выдающиеся страдания святых. Всего клейм 15, но мы рассмотрим только некоторые из них.
ПЕРВОЕ КЛЕЙМО
Соловки. Изображен Соловецкий монастырь, прославившийся в русской истории знаменитыми святыми, начиная с подвизавшихся здесь в XV веке преподобных Зосимы, Савватия и Германа. В ХХ веке Соловецкий монастырь украсился еще одним чином святости – многочисленным чином святых мучеников. На иконе изображены два острова Соловецкого архипелага: Большой Соловецкий и Анзер, где находились заключенные.
Самым страшным местом на острове была Секирка. Это название существует с XV века. Со времен Соловецкого лагеря с Секирки почти никто не возвращался живым. Свято-Вознесенский храм с маяком, стоящий на вершине Секирной горы, стал местом заключения для “штрафных”, обычно умиравших от невыносимых условий.
ПЯТОЕ КЛЕЙМО
Разорение одной из величайших русских святынь – Троице-Сергиевой Лавры и похищение мощей преподобного Сергия Радонежского. Имя преподобного Сергия, как великого заступника за русский народ, особенно тесно связано с периодами наибольших испытаний и страданий русского народа: татарским игом, Смутным временем и, наконец, с революцией. Закрытию Лавры предшествовало кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия в 1919 году, являвшееся одним из главных звеньев широкой антицерковной компании властей по вскрытию святых мощей. В 1920 году Лавра была закрыта, а святые мощи вывезены в музей.
ВОСЬМОЕ КЛЕЙМО
Убийство Царской Семьи в Екатеринбурге в подвале дома Ипатьева 4 (17) июля 1918 года. Несмотря на вынужденное отречение, Государь Николай II неотъемлемо являлся Помазанником Божиим в качестве главы русского православного Царства. Именно поэтому он и его семья вызывали озлобленную ненависть врагов Церкви и России.
Благочестивый Государь был глубоко предан Церкви и Отечеству и говорил, что готов стать жертвой Богу, если это необходимо. Пленение и смерть Государя и его семьи были по существу добровольным согласием на эту жертву. С высот величайшего могущества, только лишь мыслимого на земле, они сошли, лишенные всего, в подвал дома Ипатьева. Родившись в день праведного Иова Многострадального, Государь всю жизнь считал это особым предзнаменованием. Государь со всей семьей, презираемые и отверженные, как прокаженные, были изолированы и затем убиты в подвале. Семья Государя является удивительным, благодатным примером истинно христианского единодушия. Жизнь в условиях гонения и заключения сделала благочестивую царскую семью подлинным образцом малой Церкви. Все это – истинный пример великой святости. Государь оставил этот пример своему народу в вечное наследство, как самую большую ценность, которая дарована каждому, желающему принять ее.
ДЕСЯТОЕ КЛЕЙМО
Расстрел крестного хода в Астрахани. Крестные ходы в знак протеста против гонений на Церковь проводились во многих городах на протяжении 1918-1919 годов. На это проявление народного протеста отвечали террором. Один из расстрелов крестного хода показан в данной композиции.
ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ КЛЕЙМО
Разорение Саровской обители, похищение мощей преподобного Серафима. Саровская Успенская пустынь, особенно прославленная подвигами великого подвижника XIX века преподобного Серафима, наряду с Троице-Сергиевой Лаврой и Соловецким монастырем относится к ряду наиболее чтимых православным народом святых мест Русской Церкви. Монастырь был закрыт в 1927 году, тогда же из него были вывезены святые мощи преподобного Серафима. На иконе обобщенно представлен вид Саровского монастыря. На фоне розовой колокольни двое солдат уносят гроб с останками преподобного, в другую сторону солдат гонит насельников обители.
Это часть текста революционной песни – «Интернационала». С 1918 по 1944 годы эта песнь была гимном нашей страны, как раз в то время, когда происходили самые сильные гонения на Церковь, когда убивали верующих и разрушали храмы. Прочтите его и обратите особое внимание на слова, выделенные цветом:
Вставай, проклятьем заклеймённый, Весь мир голодных и рабов! Кипит наш разум возмущённый И смертный бой вести готов. Весь мир насилья мы разрушим До основанья, а затем Мы наш, мы новый мир построим — Кто был ничем, тот станет всем[4]. Припев: Это есть наш последний И решительный бой; С Интернационалом Воспрянет род людской! Никто не даст нам избавленья: Ни бог, ни царь и не герой. Добьёмся мы освобожденья Своею собственной рукой. Чтоб свергнуть гнёт рукой умелой, Отвоевать своё добро, Вздувайте горн и куйте смело, Пока железо горячо!
Какое настроение передаёт текст песни? Можно ли назвать эту песню мирной?
Как могли относиться к Богу и верующим, люди, которые пели эту песню? Были ли они сами верующими?
Можно ли разрушить старый мир не причинив никому зла?
Получится ли что-то хорошее, если построить новый мир без Бога, верующих и церквей?
На иконе « Новомученики и Исповедники Российские» изображён престол, на котором лежит раскрытое Евангелие со словами Спасителя: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити…» (Мф.10:28).
Как Вы считаете, что означают эти слова?
Как Вы думаете, те люди, которые убивали святых мучеников, навредили ли их душе?
Перепешите в листочек или тетрадь тропарь праздника (на русском или церковно-славянском языке) и прочтите его с душой перед домашними иконами:
Тропарь Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской, глас 4Днесь ра́достно лику́ет Це́рковь Ру́сская,/ я́ко ма́ти ча́да, прославля́ющи новому́ченики и испове́дники своя́:/ святи́тели и иере́и,/ ца́рственныя страстоте́рпцы, благове́рныя кня́зи и княги́ни,/ преподо́бныя мужи́ и же́ны и вся правосла́вныя христиа́ны,/ во дни гоне́ния безбо́жнаго/ жизнь свою́ за ве́ру во Христа́ положи́вшия/ и кровьми́ и́стину соблю́дшия./ Тех предста́тельством, Долготерпели́ве Го́споди,// страну́ на́шу в Правосла́вии сохрани́ до сконча́ния ве́ка. Перевод: Сегодня радостно торжествует Церковь Русская, как матерь прославляя своих чад — новомучеников и исповедников: святителей и иереев, царственных страстотерпцев, благоверных князей и княгинь, преподобных мужей и жен и всех православных христиан, во дни гонений безбожных жизнь свою за веру во Христа отдавших и кровью истину сохранивших. Их защитой, долготерпеливый Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания времен.
| |
| |
Просмотров: 250 | |
Всего комментариев: 0 | |