Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 06:10
Главная | Об отделе | Новости | Анонсы | Библиотека | Полезные ссылки | Мой профиль | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Мои статьи [61]
Занятие ОВШ [7]
Занятие для онлайн воскресной школы

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Каталог статей


Собор преподобных Оптинских старцев

А колокола все звонили и звонили… Величественный колокольный звон плыл над Оптиной Пустынью, призывая паломников на всенощную службу. Словно посланник из другого мира, вечерний благовест, казалось, старался достучаться до каждого, разбудить что-то ведомое ему одному, дремлющее в человеческих душах. Звук колоколов пронизывал тебя всего, ты забывал обо всем на свете. Хотелось только, чтобы этот звон не кончался, хотелось быть в нем вечно. И слушать, и думать, и вспоминать давным-давно забытое…

 

Оптина Пустынь – один из древнейших монастырей России, расположенный в Калужской области на правом берегу реки Жиздры (левый приток Оки) в трех километрах от города Козельска. По преданию, этот знаменитый монастырь был основан в XII веке раскаявшимся атаманом шайки разбойников Оптой, принявшим затем монашеский постриг.

В козельских писцовых книгах XVII века, в царствование Михаила Федоровича Романова, монастырь назван «государевым богомольем». Позднее среди его жертвователей упоминаются цари Иван и Петр Алексеевичи и царевна Софья.

В основу монастырской жизни было положено неукоснительное соблюдение трех правил: строгая иноческая жизнь, сохранение нищеты, стремление всегда и во всем говорить правду, невзирая на звания и чины.

С начала XIX века и до сего времени монастырь называют Введенской Оптиной Пустынью.

По замыслу его устроителей в те далекие времена попасть в монастырь можно было через Западные – Святые – ворота, переправившись на пароме через реку. Это было весьма символично. Оставив позади все земное, паломники оказывались перед Святыми вратами – как бы границей двух миров: земного и Горнего. Как когда-то Пресвятая Дева Мария при Своем введении в Иерусалимский храм, по довольно крутой лестнице попадали паломники прямиком к главному монастырскому храму, естественно, Введенскому. Здесь сейчас покоятся мощи преподобного Амвросия Оптинского, поклониться которым стремится каждый верующий.

Слева от Введенского расположен храм Марии Египетской, справа – храм Казанской иконы Божией Матери, неожиданно вместительный и чудесно расписанный современными оптинскими мастерами с соблюдением всех древних живописных традиций. Здесь под спудом находятся святые мощи преподобных Моисея, Антония, Исаакия (Антимонова). За Введенским находится четвертый храм – Владимирской иконы Божией Матери, храм-усыпальница преподобных Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия и Анатолия (Потапова).

Оптинские старцы, а всего их 14, были из разных сословий – из купцов, крестьян, семей священнослужителей, из ремесленников и дворян. Уроженцы Орловской, Ярославской, Калужской, Воронежской губерний, Москвы и Курска. Среди них был бывший блестящий военный – преподобный Варсонофий, бывший учитель духовного училища – преподобный Амвросий, бывший финансист – преподобный Макарий, бывший портной – преподобный Иларион, бывшие торговцы – преподобные Лев, Иосиф, Анатолий… Самыми молодыми (в 19 лет) пришли в монастырь преподобные Никон и Исаакий, самыми умудренными – преподобные Макарий (в 46 лет) и Варсонофий (в 47 лет).

Десятилетия их монашеской жизни (разброс здесь очень велик – от 21 года преподобного Варсонофия до 55 лет преподобного Нектария) были заполнены служением Богу и ближним, заботами об устроении и украшении Оптиной Пустыни, скита Иоанна Предтечи (здесь-то и жили и врачевали человеческие души самые знаменитые на всю Россию старцы) и женской Шамординской обители (любимого детища преподобного Амвросия Оптинского). Окружавшая старцев Божья благодать животворила, согревала и исцеляла греховную душу каждого, «как тепло, излучаемое солнцем, согревает слепца».

Все приезжавшие и приходившие сюда тысячи тысяч паломников ощущали какую-то необыкновенную, святую тишину, которая настраивала на умиротворенный лад, пробуждала в душе чувство тихого восторга и отчего-то светлой печали. Хотелось, чтобы и эта тишина, и этот тихий, теплый осенний вечер не кончались никогда…

И действительно, к старцам в Оптину шли за утешением, исцелением, за советом, ведь для русского человека старец был человеком, посланным на нашу грешную землю Самим Богом. Вообще же, старчеством в православной монашеской традиции называется окормление монахов и мирян опытным духовником из числа старшей братии при полном послушании духовных детей своему духовному отцу.

Старчество процветало в древнем Египте, Палестине, Византии и на Афоне, откуда и пришло в Россию. К концу XVIII века старчество в России почти иссякло, в веке XIX именно Оптиной Пустыни суждено было стать духовным центром России – благодаря ее старцам. Оптина стала духовной лечебницей для всех. К ней прибегали представители всех сословий и состояний, начиная от смиренного простолюдина и кончая людьми утонченной философской мысли. Влияние старчества распространялось и далеко за пределами монастыря – старцы духовно окормляли не только иноков, но и мирян. Обладая даром прозорливости, они назидали, увещевали и утешали всех, исцеляли от душевных и телесных болезней, предостерегали от опасностей, указывали путь жизни, открывая волю Божию.

Старчество – это особый род святости, а потому может быть присущ и монаху без каких-либо духовных степеней (отец Варнава Гефсиманский), и епископу (святитель Игнатий (Брянчанинов), и монахине (дивеевская блаженная Прасковья Ивановна).

«В старчестве Оптинских подвижников веры раскрылись и преумножились богатейшие дары духовного делания: дар духовничества и наставления, дар врачевания душ и исцеления, дар прозорливости и пророчества. Все эти дары по-разному присутствовали в служении Оптинских подвижников: духовничество первых старцев, пророчество живших накануне великих испытаний, исповедничество и мученичество в эпоху гонений на Русскую Православную Церковь»

Икона праздника

По Божиему произволению старчество в Оптиной не прерывалось свыше 100 лет (с 1829 по 1938 г.) – после кончины одного старца его место занимал другой. И все они обладали целым рядом духовных даров: прозрения, исцеления, духовного назидания… Старцам не надо было говорить о себе ничего, они знали о каждом все откровением Святого Духа – примеров тому тысячи.

Первым старцем, основателем оптинского старчества при деятельной поддержке братьев Путиловых – преподобных Моисея и Антония – был преподобный Лев (Наголкин; 1768 – 1841).

Последний Оптинский старец преподобный Исаакий (Бобриков; родился в 1865 г.) принял мученическую кончину в 1938 году – по приговору властей он был расстрелян.

В начале февраля 1917 года Оптину Пустынь посетил великий князь Дмитрий Константинович, который записал пророческие слова старца Анатолия: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит», но после «шторма» «явлено будет великое чудо Божие… – все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предначертанным».

Перед революцией в обители было около 300 монахов. Но в 1918 году Оптина Пустынь по повелению новой безбожной власти была закрыта, большинство монахов изгнано. Многие из них вскоре были арестованы, сосланы, погибли в лагерях… За следующий 1919 год на военную службу были насильно мобилизованы 60 иноков. В 1922 году был арестован старец Нектарий. После скорого освобождения советские власти запретили ему принимать посетителей, но до самой своей кончины старец окормлял и поддерживал своих духовных чад. Старец Нектарий также предсказывал, что Россия воспрянет и станет богата – не материально, но духовно.

В 1929 году все оптинские иеромонахи во главе с архимандритом Исаакием были арестованы. Почти на 60 лет духовная жизнь в этой благословенной обители (к тому времени разоренной, разграбленной, поруганной) замерла. И лишь в связи с великим юбилеем – 1000-летием Крещения Руси – 17 ноября 1987 года постановлением правительства РСФСР Введенская Оптина Пустынь была возвращена Русской Православной Церкви. Сейчас здесь живут и молятся почти две сотни монахов.

А 26–27 июля 1996 года собор преподобных старцев Оптинских, «сочетавших в своей жизни строгую верность православной монашеской традиции и пастырскую открытость миру, глубокую молитву и деятельную любовь, преподобническое житие и исповеднический, мученический подвиг», был прославлен в лике святых.

Посмотрите на картинку ниже. Узнайте когда празднуется Собор Оптинских старцев и прочтите величание праздника.

Вот некоторые из наставлений святых старцев:

«Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращения к тебе других», – преподобный Лев (Наголкин).

«Если укоришь себя, обвинишь и осудишь перед Богом за грехи, совестью чувствуемые, и за то оправдан будешь», – преподобный Моисей (Путилов).

 «Не беспокойся много об устройстве судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время», – преподобный Амвросий (Гренков).

«Болезни телесные посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опаснее телесных», – преподобный Антоний (Путилов).

«Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце», – преподобный Иларион (Пономарев).

«Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию; в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных», – преподобный Исаакий (Антимонов).

«Считай себя хуже всех, и будешь лучше всех. Мы обязаны всех любить, но чтобы нас любили – мы не смеем требовать», – преподобный Анатолий (Зерцалов).

 «Не надо унывать. Пусть унывают те, которые не веруют в Бога. Для них, конечно, скорбь тяжела, так как кроме земных удовольствий они ничего не имеют.– преподобный Варсонофий (Плиханков).

«Живи просто, по совести. Помни всегда, что Господь видит все, а на остальное не обращай внимания», – преподобный Анатолий (Потапов).

«Главное – остерегайтесь осуждения близких», – преподобный Нектарий (Тихонов).

По материалам Ольги Глаголеваой

 

 

Прослушайте рассказ на тему крока:

Добрый пастырь. Старец Амвросий и дети

 

 

Ответьте на вопросы:

 

1. Когда празднуется Церковью Собор оптинских святых?

2. Где находится Оптина пустынь?

3. Какие дары от Бога открывались оптинским старцам? Почему это происходило?

4. Какой совет Оптинских старцев из перечисленных ты считаешь самым важным для себя?

 

Категория: Мои статьи | Добавил: oreneoro (09.10.2022)
Просмотров: 232 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar