Мои статьи [61] |
Занятие ОВШ
[7]
Занятие для онлайн воскресной школы
|
На одном из последних занятий мы с вами говорили о хороших и плохих помыслах, и о том, что с ними делать: Помыслы. Откуда они берутся и что с ними делать. Но если с хорошими помыслами всё более-менее понятно: их нужно просто принимать, то с плохими дело обстоит сложнее. Тёмные силы существуют и действуют на людей с момента создания Богом первого человека. Наверно все знают историю первых людей на Земле - Адама и Евы. Ева приняла совет Змея и надкусила яблоко с Древа познания добра и зла, затем это сделал и Адам. Они приняли греховные помыслы, приняли предложение хитрого Змея. И в результате потеряли для себя рай, так как есть плоды с этого дерева было запрещено Богом и Бог изгнал их из рая за то, что они не послушались.
Это был грех первородный, так как он родился первым и открыл дорогу множеству других грехов, которые люди совершают каждый день до настоящего времени. Люди стали далеки от Бога, потому что начали грешить. Но у человека всегда остаётся выбор. Он может соблюдать все заповеди, и, самое главное - первую из них - "Возлюби Бога" и становиться ближе к Создателю. Но как Адам и Ева встретились в райском саду со Змеем, так и мы каждый день встречаемся в жизни со злыми помыслами. Только змей для нас невидим. Он лишь подсказывает, что плохого мы можем сделать. И перед нами встаёт выбор что делать с этой подсказкой. А дальше начинается самое интересное. Давайте с вами посмотрим, что же происходит с греховной мыслью, после того, как она попадает к нам. Всего святые отцы выделяют 6 стадий, которые приводят к совершению греха:
1. прилог (помысел); 2. сочетание (внимание); 3. сосложение (услаждение); 4. пленение (желание); 5. решение; 6. совершение греха.
Чтобы нам стало понятнее, давайте разберем пример.
Одноклассники Толя и Кирилл раздевались в школьном гардеробе перед занятиями. Кириллу родители дали на карманные расходы 500 рублей. Кирилл переложил деньги из кармана брюк в карман куртки, потому что побоялся, что они выпадут из него, так как на переменах он частенько бегал. Толя заметил это.
Через некоторое время Толе пришла в голову мысль прийти на перемене в гардероб и забрать деньги себе. Это было для него прилогом (или помыслом) - первой ступенью для совершения греха - нарушению Божьей Заповеди "Не укради". Толя в этот момент представил как это может произойти. Но он пока не согрешил. Это была просто мысль, и он ещё не принял её, но к сожалению и не отверг. Затем Толя стал проявлять внимание к нарисованному в его голове образу - как он заходит в гардероб и вытаскивает деньги из кармана Кирилла. Он начал рассуждать о том как это сделать, что будет если это совершить и что будет, если не совершать. Но здесь Толя уже согрешил, потому что в его душе не было чёткого намерения не грешить. В этом уже нужно раскаиваться на исповеди. Это стало второй ступенью для совершения греха, которая называется сочетанием (или вниманием). Из-за того, что рассуждения Толи не отвергли возможного исполнения греха, он перешёл на следующую ступень. Следующей стадией принятия греха стало сосложение (услаждение). Здесь Толя стал услаждаться мыслями о том, как заветная купюра перекочует из чужого кармана в его, как он потом сможет пойти с ней в буфет и магазин и купить наконец то, что хотел. К его рассуждениям добавились чувства, толкающие его на запрещённый поступок. С чувствами Толя тоже не справился, они побороли его волю и это привело его на следующую ступень. Решение. Толя решил исполнить свой помысел: "на перемене быстро выйду из класса, и пока в гардеробе никого не будет, вытащу 500 рублей из кармана куртки Кирилла и переложу себе". Здесь у Толи ещё был шанс удержать греховные помыслы в своей голове и не дать им воплотиться в жизнь, но совесть снова не остановила его. Дело (совершение греха). Толя пришёл в раздевалку и забрал чужие деньги себе.
Итак, Толя совершил грех. Но, как видите, на каждой ступеньке кроме последней у него была возможность остановиться и отвергнуть греховный помысел. Проще всего, конечно, это сделать на самой первой ступеньке, когда помысел только зародился и не укоренился в мыслях и чувствах. И чем больше ступенек проходит греховный помысел, тем сложнее с ним бороться. И конечно, за всё время развития греховного помысла Толя ни разу не вспомнил о Боге и Его заповедях...
Изучив горький опыт Толи, мы можем выделить для себя основные правила борьбы с греховными помыслами.
1. Отсекать греховные помыслы как можно раньше, не давать им переходить на новые ступеньки. 2. Если чувствуем, что греховные помыслы становятся сильнее нас, то прибегать к помощи молитв, просить у Бога и святых избавления от них, исповедовать помыслы и грехи в церкви, каяться.
Мы с вами познакомились с основными стадиями греховного помысла, но в жизни всё может складываться немного по-другому. Некоторые ступеньки могут пропускаться и тогда грех произойдёт быстрее, а может быть наоборот: навязчивые помыслы будут то и дело приходить к нам в голову несмотря на то, что мы их отвергаем и тогда борьба с грехом затянется. Но общие представления мы уже имеем. Всё это особенности духовной жизни, с которыми мы встречаемся каждый день, но не всегда обращаем на них внимание. А вот монахи в монастырях как раз и обращают большое внимание на помыслы, так как сами грехи уже редко вырываются наружу. Познавая стадии прохождения греховных помыслов и правила борьбы с ними, мы становимся ближе к тем, кто проводит свою земную жизнь в монастырях.
Посмотрите видео по теме урока:
Ответьте на вопросы:
1. Какой грех называют первородным? Что это за событие? 2. Какие стадии прохождения греховного помысла приводят к совершению греха? Перечислите их. 3. Какие существуют правила борьбы с греховными помыслами? | |
| |
Просмотров: 160 | |
Всего комментариев: 0 | |